Когда-то я услышала замечательную фразу: «правила существуют, чтобы их нарушать, а не чтобы их игнорировать». Я, знаете, как Плюшкин, который собирал веревочки, не пригодные ни для чего. Собираю разные интересные фразочки, а потом они у меня в голове крутятся в фоновом режиме. И вот сегодня мне задали вопрос: Оля, а как вообще отличить хорошую абстрактную картину от плохой? Есть ли какие-то критерии? Я довольно часто такой вопрос слышу. Ответ на него зависит от многих факторов, включая расположение звезд, магнитные бури и настроение художника.
Я честно скажу, я не знаю, как человеку, мало знакомому с абстрактной живописью, отличить хорошую картину от плохой, и я вообще не уверена, есть ли такой способ. Но у меня в голове всплыла вот эта фразочка, и я подумала, что все художники на самом деле очень по-разному относятся к правилам. Говорить о правилах применительно к абстрактной картине несколько странно на первый взгляд, но абстракция существует уже больше ста лет. Поэтому есть традиции, сложившиеся к данному моменту в абстрактном искусстве, и они сложились не просто так; они отражают объективно существующие законы гармонии. И вот вопрос, как этим правилам и традициям относиться. Можно игнорировать, и в результате как раз получится плохая абстрактная картина. Можно следовать правилам и на выходе получить хорошую качественную вещь, но без изюминки. Можно эти правила сознательно нарушать, понимая, что именно ты делаешь и зачем. И наконец, можно создать свои правила, абсолютно новые. И тут получается интересная история. Бывает, что вот эта только что созданная новая система выглядит в глазах зрителя довольно нелепо. Ты создаешь некий новый язык, но для части зрителей этот язык может звучать как какой-то бессмысленный набор звуков. Потом уже, чуть позже, они поймут, что да, это именно язык. И начнут к нему как-то относиться: с любопытством, или, наоборот, с неприязнью, или еще как-то. Но это происходит далеко не сразу, и классический пример — импрессионисты, работы которых вначале вызывали отторжение. А сейчас их любят очень многие. Мы присмотрелись к этому, на первый взгляд, хаосу и увидели внутри хаоса определенную систему.
И с абстракцией та же история. Если вы в принципе любите абстрактную живопись, во многих картинах находите что-то, что вам близко, но при этом какая-то картина кажется вам бессмысленной мазней, то 9 шансов из 10, что это и есть бессмысленная мазня. Но остается еще десятый шанс. Возможно, это какой-то новый язык, который вызывает недоумение или даже раздражение, потому что он слишком непохож на то, к чему мы привыкли. И со временем мы научимся его понимать, увидим его красоту и полюбим его.