Почему цены на абстрактные картины отличаются так сильно? Неужели эти кляксы и загогулины могут стоить так дорого? И вообще, как отличить хорошую абстракцию от плохой? Такие вопросы я слышу довольно часто, так что пора уже наверное что-нибудь об этом написать.
Есть люди, которым интересны простые и яркие эмоции, и они покупают, например, итальянский пейзаж. А потом смотрят на него и говорят: Италия, моя любовь! Солнце, море, виноградники — это ли не счастье? Или картину с котиком покупают, потому что котики это тоже счастье, и смотреть на них всегда приятно.
Есть те, кто ищет скорее тонких ощущений, чем ярких. Тут, конечно, хочется процитировать Винни-Пуха: а мне и того и другого, и можно без хлеба. Но тонкость и яркость, к сожалению, друг с другом не уживаются. Так же, как шепот невозможно расслышать, пока играет громкая музыка.
Я думаю, настоящее искусство — это то, что происходит на границе с невидимым, с неосознаваемым. Это скорее еле слышный шепот, чем громкая музыка. И особенно это касается абстрактной живописи: она задействует подсознание гораздо мощнее, чем реалистический пейзаж или натюрморт. И тут же естественным образом находится ответ на вопрос, чем отличается плохая картина от хорошей. Хорошая картина это некий мостик к глубинным слоям своей души. Это возможность узнать чуть больше о себе и о мире. Это возможность чувствовать чуть полнее и тоньше. В такую картину художник вкладывает очень много. Даже если кажется, что она написана легко, на одном дыхании, появление этой картины — итог всей жизни художника: долгих лет поисков, ошибок, неудач и новых поисков.
А плохая картина — это просто цветное пятно на стену. И со временем оно начнет раздражать, потому что все мы понимаем, что картина не должна быть просто пятном. Мы ждем от нее большего.