Почему ты перестала писать картины с архитектурой? Они такие красивые!
Создание красивой картины не может быть целью художника, точно так же, как целью ученого, например, не может быть написание интересной научной статьи. Единственная достойная цель — это развитие. Поиск закономерностей, которые присутствуют в сочетаниях красок, линий, текстур, которые влияют на наше восприятие и заставляют нас одно считать красивым, а другое уродливым. А красивая картина это не самоцель, это просто побочный эффект от работы художника.
Что касается архитектуры, то я ее писала ровно до тех пор, пока я видела в этом свое развитие. Сейчас я в этой области сказала все, что хотела сказать. Возможно, позже, на каком-то другом витке, я вернусь к этой теме — посмотрим.
Я подписан на твою страницу в Фейсбуке. Почему иногда у тебя редко появляются новые картины, а иногда идут одна за другой? Творческие кризисы?
Нет, я не назвала бы это кризисами. Просто есть состояния в которых лучше начинать работу, а есть те, в которых лучше заканчивать. Разбрасывать камни и собирать. Поэтому иногда начинаю сразу много новых работ. А иногда беру одну из начатых и расставляю последние акценты.
Как ты придумываешь названия для картин?
О, это очень трудно. Иногда кажется, легче картину написать, чем хорошее название к ней придумать. Но от названия зависит восприятие картины, особенно если речь идет об абстракции. Это своего рода рамка для картины, которая может подчеркнуть одни ее стороны либо совсем другие. А может быть нейтральной, но это скучно… Вообще, если бы не необходимость продавать картины, то я давала бы им какие-нибудь простые и изящные названия, скорее всего, одни и те же. Мизантропия №5. Шизофрения №16. Абстинентный синдром.
Тебе нравится эпатировать публику?
Снаружи это может выглядеть как эпатаж, конечно. Но это не для публики, для себя. Эпатировать никогда и никого не хотелось, но со временем начала ценить выразительность жеста, скажем так. Начала любоваться неожиданными поворотами сюжета, видеть красоту абсурдного. Например, название «Мизантропия», я скорее всего дала бы картине, написанной в легкий и светлых тонах.
Почему?
А почему так часто в детективах главным злодеем оказывается обаяшка, на которого никогда в жизни не подумаешь? И почему мы с такой готовностью принимаем столь странный финал? Абсурд? Да, но абсурдом пронизана вся наша жизнь, если присмотреться чуть внимательнее. Вообще игра это способ принятия, приручения абсурда, мне кажется. Ну то есть у нее разные функции есть, но в том числе и эта.
Твое отношение к тенденциям современного искусства?
Если ты об актуальном искусстве, то отношение сложное. С одной стороны, мне кажется, что о таких вещах нельзя судить без знания контекста. И если во всем этом долго-долго разбираться, то можно наконец разобраться и оценить красоту идеи. С другой стороны, мне почему-то совершенно не хочется тратить на это свое время. Я даже допускаю мысль о том, что лет через 100 художники дружно вернутся к кисточкам и холстам. А про актуальное искусство напишут в учебниках, что это была вот такая странная заумь, и как хорошо, что она прошла. Впрочем, не исключено, что и про абстрактное искусство напишут то же самое.
Есть ли какие-нибудь грандиозные планы, связанные с творчеством?
Нет, и я совсем не уверена, что наличие таких планов это всегда хорошо. Наилучших результатов в профессиональной сфере человек достигает, когда занимается тем, что ему максимально интересно. Художник должен гореть. Иначе получим вялое, анемичное искусство, слегка вымученное такое. А любой план в чем-то ограничивает, лишает частички свободы. Художественный процесс подчиняется определенной внутренней логике, он сам себя организует. Решение одной задачи естественным образом подводит к следующей.
Какой главной ошибки следует избегать начинающему художнику?
Нельзя пренебрегать базой. Я бы никогда не смогла написать те картины, которые пишу сейчас, если бы не обучалась в свое время академической живописи и академическому рисунку.