fbpx

Вопрос — ответ VII

Давай продолжим? Я бы даже сказала, давай начнем сначала. Как ты пришла к абстракции? Был какой-то такой момент, когда ты для себя решила, что ты будешь работать именно в этом направлении? Почему абстракция?

Всегда движешься в ту сторону, где видишь развитие. Ну то есть да, есть период, довольно длительный, когда нужно просто шлифовать технику. Но в некий момент накапливается уже слишком много вопросов, которые не удается игнорировать. Почему можно похоже нарисовать красивую девочку и в итоге получить скучный, неинтересный рисунок? Почему можно нарисовать некрасивого человека так, что от портрета невозможно будет отвести глаз? Да, на портрете он по-прежнему останется некрасивым, но… но что? Тут начинаются разные поверхностные объяснения в стиле «художник точно отобразил характер». Ну, точно отобразил, ну и что? Мы такие лица с ясно читаемым на них характером каждый день на улице видим и спокойно проходим мимо. А бывают портреты, на которых и характер не разглядеть. Например, все лицо в тени, только локон и краешек уха как следует прописан. Тогда в ход идет такое же мутное объяснение: «художнику удалось поймать настроение». И опять оно ничего не объясняет.

А объяснение состоит в том, что существуют законы гармонии, более-менее общие для всех искусств. И для того, чтобы написать красивую картину, не важно, портрет это, пейзаж или натюрморт, надо эти законы изучать, исследовать. Но у нас нет таких дисциплин в художественных вузах. Никто не преподает Красоту, Гармонию, не принимает экзамены по Соразмерности и Изяществу. Все эти закономерности постигаются интуитивно, потому что трудно словами сформулировать, чем вот это сочетание линий и пятен лучше или хуже того. Совсем чуть-чуть мы сформулировали, на самом дилетантском уровне. Про золотое сечение знаем. Про то, что какие-то цвета хорошо сочетаются между собой: красный с черным, коричневый с бежевым, рыжий с зеленым и так далее. Но как только чуть-чуть глубже копнешь, опять начинаются вопросы. Почему этот оттенок зеленого сочетается с рыжим лучше вон того? Почему вон тот коричневый с бежевым смотрится элегантно, а этот, почти такой же, наводит тоску? Ответов у меня нет, как ты понимаешь. Но мне интересно исследовать это. Гораздо интереснее, чем соревноваться с фирмой Кодак в точности отражения реальности.

То есть ты выбрала рисовать не лица и пейзажи, потому что тебе интересно изучать сочетаемость оттенков цветов, так?

Не совсем. Сочетаемость оттенков, линий, текстур. Влияние композиции картины на восприятие. Изменение одного из параметров сразу дает такую длииинную цепочку следствий. Даже если просто точку на холсте поставить, то она влияет на восприятие всего остального.
И еще мне нравится чуть-чуть нарушать правила. Вот на этой картине, например, сразу две истории параллельно развиваются. Одна золотисто-рыже-коричнево-черная (египетская гамма), а другая розовая с голубовато-серым (Ренуар, Дега, Моне). Обычно эти гаммы не смешивают, потому что они друг с другом не то чтобы конфликтуют, но и не дружат. Каждая из них, скажем так, довольно самодостаточна. А я смешала, мне интересно было, как они друг с другом уживутся.

Картина маслом на холсте Древо желаний

 

В таком случае, можно ли сказать, что те художники, которые выбирают абстракцию, более замкнутые? Или даже более социопатичные? Ведь получается, что тебя вдохновляют не столько лица и прочие проявления живой природы, сколько физика цвета и тактильность?

Я бы не стала в первую очередь о физике цвета говорить. Физика меня волнует не сама по себе, а в той степени, в какой она влияет на восприятие, на эмоции. Искусство вообще не существует без зрителя, даже самые социопатичные из художников это признают.

Ну и еще момент: абстракция все-таки очень тесно связана с реальностью. Откуда мы берем сюжеты? Из жизни же. Просто художник реалист, если увидит рыжеволосую девочку в красном пальто, то все подробно нарисует: глазки, носик, волосы, пальто, ботинки там какие-нибудь. А абстракционист заорет: вау, какое рыжее с каким красным!! И перенесет это сочетание на картину. Но не факт, что реалист больше интересуется людьми. Он может интересоваться, например, раскладкой светотени на носу у девочки. А вовсе не самой девочкой.