Вопрос — ответ V

Правда ли, что художник должен быть голодным и несчастным, что такое состояние для творческого человека — самое продуктивное?

Думаю, у разных людей это очень по-разному. Если человеком владеют боль, гнев, какие-то другие негативные эмоции, то он всегда будет искать способ свои эмоции выразить. Он может их выплеснуть на холст, и это будет своего рода психотерапия. Будет ли у такой картины какая-то другая ценность, помимо терапевтической? Зависит, конечно, от таланта художника. Но мне думается, при прочих равных, человек, находящийся в гармонии с собой, достигнет гораздо лучших результатов. Занятия живописью требуют высокой степени концентрации. А концентрироваться легче, когда никакие глупости вроде пустого кошелька или несчастной любви тебя не отвлекают.

Был ли в жизни момент, когда вдохновение уходило?

Бывает ощущение, что нужна какая-то перезагрузка что ли. Тогда я надеваю красные штаны, сажусь в самолет и лечу в Аргентину танцевать танго. Но в моей жизни обязательно что-то такое должно присутствовать. Если я не рисую, то танцую. Если не танцую, то рисую.

А почему именно танго?

Потому что это достаточно сложный танец, очень глубокий, дающий много возможностей для развития. Думаю, если бы я танцевала что-то другое, то я бы быстро заскучала.

А когда ты возвращаешься в Москву после такой «перезагрузки», то что-то меняется в твоих работах?

Я чувствую, что от меня ожидается ответ «да, меняется». Но на самом деле какие-то мелкие изменения постоянно происходят. Хотя пару раз такое было, что прилетела из Аргентины, вернулась к работе, и это совпало с началом какого-то нового этапа.

Сколько длится твой рабочий день?

Ой, я никогда не засекала время. Но думаю, гораздо больше 8 часов.

Не боишься, что однажды иссякнут идеи?

Вообще было бы странно, если бы они иссякли. Человек же постоянно получает какую-то новую визуальную информацию. Даже если просто сходил на кухню чай попить, то уже кучу всего увидел. Как солнечный свет отражается от чашки, как желтая крошка печенья упала на темно-синюю скатерть, что происходит, когда твоя собственная рука тянется к чашке — как цвет твоей кожи взаимодействует с цветом скатерти и фарфора… Каждую из этих тем можно развить. Причем когда в следующий раз пойдешь пить чай, все будет уже по-другому, потому что освещение меняется постоянно в течение дня. А еще потому, что ты будешь в другом душевном состоянии, и те сочетания линий, цветов и фактур, которые чем-то цепляли тебя в прошлый раз, покажутся далеко не самыми интересными. Зато обратишь внимание на что-то другое.

А если нет?

Тогда куплю себе новые чашки и новую скатерть.