Почему я не делаю повторы картин

Меня иногда спрашивают: а вот разве эту уже проданную работу нельзя повторить? Нет, нельзя. На мой взгляд, картина это что-то вроде дневника, который пишется в течение определенного времени. В ней присутствует настроение художника — именно то, каким оно было в тот период. В ней отражены его поиски, размышления, эксперименты. И некоторые неудачи тоже отражены — из тех неудач, которые могут при определенном стечении обстоятельств обернуться победой. Представьте, что вы пишете такой дневник. Ручкой, на бумаге. А потом кто-то вас просит: скопируй мне его. Вот так прямо и скопируй, один в один. Чтобы тут было зачеркнуто и исправлено. А тут какие-то почеркушки на полях, как будто ты задумался. А тут наклон букв чтобы чуть-чуть поменялся. А вон там чтобы по почерку было видно, что обнаружил что-то новое, необыкновенно интересное, и руки тряслись от радостного нетерпения. И кстати, видишь, обложка дневника у тебя чуть-чуть заляпана вишневым вареньем — мне так тоже заляпай, пожалуйста.

Абсурд, да? Для меня таким же абсурдом выглядит предложение написать копию с картины. Честнее написать новую, которая будет отражать то состояние души и ума, которое актуально для художника на данный момент. Это не значит, что она не может в чем-то повторять предыдущую картину. Например, если заказчик просит написать картину в похожей цветовой гамме, то за такой заказ я возьмусь с удовольствием. Можно обсудить еще какие-то детали: хотелось бы, скажем, яркую и контрастную работу, чтобы она была цветовой доминантой в гостиной; или наоборот, легкую, нежную и спокойную картину для спальни. Но все равно это будет не точный повтор старой работы, а что-то другое. Я считаю, что копирование своих старых картин это профанация. И серьезному художнику она как-то не к лицу.